загрузка...

Час истины. Герои 1812 года. Адмирал Павел Чичагов

  • 22.01.2011 / Просмотров: 7409
    //Тэги: 1812   Час истины  

    Передача из цикла "Час истины", посвящённая одному из героев войны 1812 года - адмиралу Павлу Чичагову.

    Участники передачи:

    Смирнов Александр Александрович, главный научный сотрудник Государственного исторического музея;
    Безотосный Виктор Михайлович, кандидат исторических наук, зав. отделом Государственного исторического музея

загрузка...

Для хранения и проигрывания видео используется сторонний видеохостинг, в основном rutube.ru. Поэтому администрация сайта не может контролировать скорость его работы и рекламу в видео. Если у вас тормозит онлайн-видео, нажмите паузу, дождитесь, пока серая полоска загрузки содержимого уедет на некоторое расстояние вправо, после чего нажмите "старт". У вас начнётся проигрывание уже скачанного куска видео. Подробнее

Если вам пишется, что видео заблокировано, кликните по ролику - вы попадёте на сайт видеохостинга, где сможете посмотреть этот же ролик. Если вам пишется что ролик удалён, напишите нам в комментариях об этом.


Биографическая справка


Чичагов, Павел Васильевич (1767—1849) — русский адмирал, сын Василия Яковлевича Чичагова.
В 1782 году получил чин поручика армии и, когда отец его был назначен начальником эскадры уходящей в Средиземное море, молодой Чичагов стал убеждать отца взять его с собой. Последний согласился, и Чичагов был назначен адъютантом к отцу, тогда вице-адмиралу, и с эскадрой его плавал в Ливорно и обратно в Кронштадт.

В 1787 году он уже офицер в экипаже корабля «Иезекиль» в отряде контр-адмирала Козлянинова, с которым он делал рейс к острову Борнхольму. В том же году он снова назначен состоять при своём отце, а в следующем году Чичагов уже капитан 2-го ранга и в качестве командира корабля «Ростислав», крейсеровал с флотом в Балтийском море, причём принял участие в сражении со шведами при Эланде.

Павел I назначил его контр-адмиралом в 1797 г.

Во время отечественной войны Чичагов приобрёл себе ту печальную известность, которая заставила П. Бартенева в его предисловии к XIX-му тому «Архива князя Воронцова» сказать о министре-эмигранте: «Чичагов принадлежит к скорбному списку русских людей, совершивших для отечества несравненно менее того, на что они были способны и к чему были призваны»[3]. Насколько верно такое мнение, трудно сказать определённо. Несомненно, однако, что Чичагов гораздо менее виновен в несчастном для России исходе переправы через Березину, чем это принято предполагать. Бывший морской министр был в своё время предметом всякого рода насмешек, шуток, эпиграмм и даже басни Крылова, выставлявшую Чичагова в очень невыгодном свете; раздавались даже голоса, обвинявшие злополучного адмирала в измене. О последней не могло быть и речи: вопрос сводится к тому, насколько, действительно отсутствие распорядительности главного начальника Дунайской армии, если оно имело место, повлияло на результат сражения.

Прибыв в Борисов, Чичагов нашёл положение дел крайне печальным. Генерал К. О. Ламберт, которому он доверял и которому хотел поручить командование авангардом, был ранен и, поэтому, не мог принимать участие в сражении. А. Ф. Ланжерон не потрудился осмотреть и изучить местность, вообще в большой степени неблагоприятную для сражения; для инженерных работ оставалось весьма мало времени, так как со дня на день можно было ожидать неприятеля; земля промёрзла на значительную глубину, в армии нашёлся всего один инженерный офицер, способный руководить постройкой укрепления, словом, обстоятельства как бы нарочно сложились таким образом, что Чичагову было крайне трудно, если не совсем невозможно, выполнить данную ему инструкцию.

По этой инструкции он обязан был устроить под Борисовым укреплённый лагерь и укреплённые же дефилеи со стороны Бобра, что имело целью остановить французскую армию. Чичагов, взвесив положение дел, отказался от этого плана и послал для изучения местности дивизию авангарда под командованием Палена, заступившего вместо Ламберта. Едва П. П. Пален отошёл от Борисова, как совершенно неожиданно наткнулся на войска маршала Удино и принуждён был отступить, потеряв до 600 человек убитыми и ранеными и оставив в руках неприятеля весь обоз.

Борисов заняли французы, когда Чичагов вернулся из Игумена, куда он отправлялся по приказу Кутузова, в надежде преградить путь Наполеону, но тщетно. И тут же решился атаковать неприятеля. Он, по мнению некоторых, обратился к своему начальнику штаба И. В. Сабанееву со словами: «Иван Васильевич, я во время сражения не умею распоряжаться войсками, примите команду и атакуйте». Сабанеев атаковал французов, но был ими разбит по причине несоразмерности в силах. Этот так печально окончившийся бой французы раздули в своих реляциях в крупную победу; русские же увеличили цифру потери Палена до 2000 человек. В таком виде известие об этом сражении дошло до Санкт-Петербурга. С этого началась дурная слава Чичагова.

Анализируя причины, позволившие Наполеону переправиться через Березину и избежать пленения и разгрома, Кутузов в письме к Александру I обвинял не только Чичагова в допущенных ошибках, но и П. Х. Витгенштейна, за нарочитое нежелание объединяться с Чичаговым для совместных действий.

В 1813 году Чичагов получил бессрочный отпуск во Францию, по болезни, с сохранением содержания и с тех пор более не возвращался в Россию. Последние годы своей жизни он провёл в Италии и во Франции, преимущественно в Париже. Ослепший, неоцененный по заслугам, забытый, он жил у своей дочери, графини Екатерины дю Бузе (du-Bouzet), жены французского моряка.

По признанию многих современников, Чичагов был умным и блестяще образованным человеком, честным и «прямого характера». К «придворным знатным льстецам относился с большим невниманием, а к иным — даже с пренебрежением». С низшими и подчинёнными был приветлив
Смотрите все серии Цикл передач "Час истины" про войну 1812 года

  • ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА:
  • РЕДАКЦИЯ РЕКОМЕНДУЕТ:
  • ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
    Имя
    Сообщение
    Введите текст с картинки:

Интеллект-видео. 2010.
RSS
X